Село Волково предположительно
возникло в XII
в. в ходе колонизации русским населением территории современной Кировской
области. После взятия новгородцами Чудь-Болванского городка и основания г.
Хлынова северо-восточнее с. Никульчино, вверх по р. Никульченке был построен
погост и поставлена церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца,
«и нарекли место оно Волково». Согласно преданию, село было названо Волково
из-за того, что во время его основания кругом был дремучий лес, полный волков.
Вскоре после основания погоста,
автохтонные финно-угорские племена (вероятно удмурты) совершили набег на новые
поселения русских – погосты Воскресенский, Богоявленский и Волковский. Из них
первые два были разрушены, а в Волковском финно-угры встретили сильный отпор и
потерпели поражение. В память об этом событии русское население установило
ежегодный крестный ход в г. Вятку с иконой св. Георгия, заступничеству которого
был приписан успех в битве с автохтонным населением, и железными стрелами,
брошенными, согласно легенде, бежавшими финно-уграми. Вскоре обычай носить
стрелы вместе с иконой был осужден руководством Церкви и стрелы из храма в с.
Волково были изъяты и доставлены в консисторию, где и пропали.
Первым храмом, построенном на
Волковском погосте новгородцами, была деревянная Георгиевская церковь, до наших
дней не сохранившаяся. Из древних актов известно, что в 1583 г. в погосте
Волковском была построена холодная деревянная Ильинско-Георгиевская церковь. В
дозорной книге 1615 г. значится Волковский стан, погост Волковский и церковь
Ильи Пророка. По Доможировской писцовой книге 1625 г. в с. Волковском также
значится холодная Ильинская церковь. В документах 1751 г. в Волково упоминаются
уже две церкви – холодная Ильинская и теплая Троицкая.
Согласно преданию,
Свято-Троицкий храм изначально планировали построить на угоре – самом высоком и
видном месте. Для его освящения туда принесли список Казанской иконы Божьей
Матери. Но к утру икона оказалась в нескольких километрах в стороне от угора,
на месте древнего кладбища. Икону возвратили, но она снова оказалась на старом
месте. Такая же история повторилась и в третий раз. В итоге церковь решено было
построить не на угоре, а в стороне, в низине. А лес на угоре в память об этом
событии называется «Церковным».
В 1772 г. епископ Вятский
Варфоломей (Любарский) дал храмозданную грамоту на построение каменного храма
во имя св. Троицы (с приделами в честь святого пророка Ильи и св.
великомученика Георгия). Одновременно было позволено разобрать ветхую
деревянную Ильинскую церковь, а позднее, по резолюции преосвященного Лаврентия
– и Троицкую. В 1778 г. в Волково окончено строительство каменной теплой церкви
с двумя пределами, а в 1779 г. – строительство холодного храма. В том же году
была построена восьмигранная колокольня. Есть предположение, что в 1777 г. в
строительстве храма участвовал известный мастер-каменщик Данила Горынцев.
30 октября 1781 г. был освящен
правый престол теплого каменного храма в честь св. пророка Божия Ильи. Второй
престол в честь св. великомученика Георгия освящен 28 сентября 1785 г.
Спустя несколько десятилетий, в
1858 г. храм реконструировали. Теплая церковь по благословению епископа
Вятского и Слободского Елпидифора, была переложена. После чего престолы вновь
освящены: правый во имя св. пророка Ильи – 9 ноября 1858 г., левый – Георгиевский
– 20 января 1882 г. В 1907 г. холодный храм соединен с теплою церковью.
Известно, что Троицкий храм отапливался из подвальной котельной (внутренних
печей не было). В одном комплексе с храмом были позже построены
церковно-приходская школа и каменный двухэтажный дом для священнослужителей и
клира. Это здание, по свидетельствам
того времени, служило украшением села.
На приходском кладбище, за
селом, при въезде в него со стороны г. Слободского была построена
прихожанином Василием Егоровичем Лагуновым еще одна церковь. Она также была
каменная, построенная с разрешения св. Синода (указ № 11562 от 31 октября 1853
г.). Престол в этой церкви был один, освящен в 1876 г. во имя Покрова Пресвятой
Богородицы. Церковь была разрушена в XX в.
В конце XIX в. в селе
насчитывалось 39 домов, из них 2 полукаменных, 1 каменный, а остальные
деревянные. Кроме того, было развито кожевенное производство, имелись мельница и
кирпичный сарай, овчинно-шубное заведение, 11 кузниц, 2 лавки, 1 трактир и 3
питейных заведения. В 1841 г. открыто мужское училище, в 1846 г. – женское.
Жителей: духовенства – 19 чел., крестьян – 237 чел., других сословий – 5 чел.
В ходе визуального осмотра во
время выезда было обнаружено большое количество человеческих костей, что дает
нам основания говорить об обнаружении нового объекта, представляющего собой историко-культурную
ценность – Волковского могильника. В качестве подъемного материала собраны фрагменты
стенок керамических сосудов коричневого и черного цвета, кованый железный
гвоздь, железная скоба и фрагмент патинированной стенки стеклянного штофа.
Данные находки, скорее всего, относятся к периоду XVIII – начала XX вв. и связаны с жизнедеятельностью самого поселения.
Захоронения же вполне могут относиться хронологически к периоду возникновения
на данном месте первого сельского поселения в XII в. Ряд факторов (ориентировка костяков в направлении запад-восток
и отсутствие инвентаря) говорят о православном обряде погребения. Данный
могильник соотноситься с приведенной выше легендой о строительстве церкви на
территории некого древнего кладбища. Очевидно, именно это старое кладбище и
было обнаружено при прокладке водопровода. Однако для окончательных выводов и
датировки памятника необходимы раскопки.
Информация о данном объекте будет
направлена в департамент культуры Кировской области. Все видимые нам кости (в
т. ч. три черепа) были аккуратно собраны и переданы в местный храм для
последующего погребения по канонам Церкви. Часть костей будет показана
специалисту-антропологу из РАН и также передана в Епархию для погребения.
В целом с. Волково произвело на
нас благоприятное впечатление – в нем существует, наверное, единственный на всю
округу безалкогольный ларек (который, очевидно, из-за своей безалкогольности
скоро ликвидируется), сельский храм отстраивается, жители благожелательные и
приветливые. В церкви нам подарили несколько календарей и пару выпусков
«Епархиальных новостей», а также пожаловались на «черных копателей», которые,
по словам работников церкви, производят свой поиск в окрестных полях и даже
пробираются на территорию храма.
Коллектив НПЦ выражает
благодарность неравнодушным гражданам, сообщившим о находках костей.
Библиографический список.
Источники
1.
Повесть о стране
Вятской. Свод летописных известий о Вятском крае. Киров, 1993. 36 с.
2.
Сборник
храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии [собиратель грамот В. Шабалин]. Вятка, 1914. С. 229-232.
3.
Церкви и приходы
Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.) // Вятские епархиальные
ведомости. Вятка, 1873. № 2. С. 50.
4.
Шабалин В. И. О
церковных стрелах в с. Волково – по документам консистории // ТВУАК. Вятка,
1907. Вып. 3. Отд. III. С. 73-74.
Литература
1.
Народные
мастера-каменщики // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т. 5. С. 82.
2.
Свято-Троицкая
церковь села Волково. Киров, 2005. 35 с.
3.
Село Волково
Шепелевской волости Слободского уезда // Вятские губернские ведомости. Вятка,
1875. № 11-13.
4. Энциклопедия земли Вятской. Киров, 2002. Т. 1. Книга 2.
Села. Деревни. С. 448-449.