Среда, 18.12.2024, 19:19 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОПОГРАФИЯ Г. МАЛМЫЖ В XVI-XVII ВВ. (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)

      Историческая топография г. Малмыж является перспективной темой, имеющей важное значение при организации планирующегося археологического исследования этого города.

До прихода русских поселенцев, то есть до  XVI в., Малмыж был резиденцией подвластных Казанскому ханству марийских князей. Основание марийского поселения на месте Малмыжа ориентировочно относят к XIV в. Само слово «Малмыж», по мнению этнографа начала XX в. С. К. Кузнецова, происходит от марийского «малымаш» и означает «место отдохновения (сна)», а по дополнительному толкованию М. С. Довгялло – «остановка», «стоянка», «становище» [1]. В настоящее время эта трактовка является общепризнанной.

Марийский Малмыж располагался на правом берегу р. Шошмы (притока Вятки) при впадении в нее р. Мокши. Однако точно неизвестно, располагался ли он на левом или на правом берегу Мокши. По мнению С. К. Кузнецова, слово «мокша» происходит от марийского «мукш» (пчела) и означает «Пчелиный» овраг. Вероятно, на склонах этого оврага марийцы занимались пчеловодством. Название «Шошма» выводится профессором Смирновым из удмуртского языка и, по его мнению, соответствует значению пермского названия «Сосьва». Формант «-ма» в переводе с удмуртского означает «вода, река». По версии же С. К. Кузнецова, гидроним «Шошма» происходит от марийского «шошым» - весна и означает «Весенняя» [2]. Удмурты составляли домарийское население Малмыжского края, поэтому более предпочтительной является версия Смирнова. Если верить былине, записанной в Малмыжском уезде в начале XX в., марийский Малмыж имел укрепления, состоящие изо рва с водой и вала с деревянным частоколом [3]. Однако документальных и археологических подтверждений этих данных пока не имеется.

До нас дошло два имени малмыжских князей: Ишко и Болтуш. С. В. Шубин сообщает, что князь Ишко был погребен на горе, носящей его имя. Ишкина гора находится около Ильинской слободы, на правом берегу Мокши, и представляет собой продолжение Болтушиной горы, от которой отделяется Исправниковым ключом. В переводе марийское имя (прозвище) «Ишкэ» означает «клин». Болтуш был последним малмыжским князем и погиб в битве с русским войском.  Марийское имя (прозвище) Полдыш переводится на русский язык как «застежка», «бляха» [4]. 

Марийский период существования Малмыжа закончился в XVI в. После падения Казани в 1552 г. луговые черемисы долгое время не хотели признавать русской власти и ежегодно поднимали восстания. Завоевание Малмыжа, скорее всего, произошло в результате крупномасштабной карательной экспедиции русских войск  в январе-феврале 1554 г. и было осуществлено одним из отрядов Д. Ф.  Адашева [5]. Относительно места битвы русского отряда с князем Болтушем существует несколько точек зрения, и окончательно эту проблему предстоит решить археологическим исследованиям. В ходе сражения Болтуш был убит, а марийцы потерпели поражение. Марийское войско отступило на ближайшую к городу возвышенность, где и был похоронен князь. Есть указания, что на этой возвышенности располагалось старое марийское кладбище – так называемые «Кладбищенские полосы», а после погребения Болтуша эта гора получила название «Болтушина». После поражения марийцы не захотели признавать власть победителей и возвращаться в Малмыж, а предпочли основать новое укрепленное поселение в 12 верстах от прежнего – Черемисский Малмыж [6].

После изгнания марийцев на расстоянии версты с небольшим от их городища был организован русский вооруженный пост, укрепленный валом и рвом – так называемое Адашевское городище. Он располагался на месте современного Пушкаревского кладбища. Это место находится на возвышенности, господствующей в трех направлениях – в сторону Малмыжа, Казани и над долиной р. Шошмы. Укрепления Адашевского городища были ориентированы по сторонам света и образовывали неправильный четырехугольник. С северной стороны к городищу еще в начале XX в. примыкала глубокая овальная ложбина с крутыми краями, которая ранее, вероятно, была заполнена водой и имела выход к лугам р. Шошмы. Гарнизон поста составили дети боярские, для которых внутри укреплений были построены дома, а рядом с постом начали селиться русские поселенцы. Первая слобода, которую образовали поселенцы, впоследствии стала именоваться Адашевской слободкой [7].

Положение русских в первые годы после основания укрепленного поселения было самым неопределенным. Пост был слабо связан с Московским государством, будучи отделен от него дремучими лесами и окружен враждебными народами, поэтому поселенцы самостоятельно выстраивали линию своего поведения. При этом они особенно не стеснялись в выборе методов своих действий, вследствие чего враждебность окружавшего их инородческого населения только усиливалась. Обстановка особенно обострилась после взятия Казани и начавшейся в связи с этим усиленной колонизации Малмыжского края татарским населением [8]. Стычки с татарами и марийцами стали происходить все чаще и чаще. Все эти факторы обусловили необходимость сооружения сильной крепости в Малмыже. Вероятно, русское правительство приняло во внимание и потребность в более прочном утверждении русской власти среди черемис, и обеспечение русской колонизации по Арской дороге и берегам р. Вятки.

Крепость была основана в 1580 г. в устье р. Мокши, на старом марийском городище. Это место господствовало над устьем р. Шошмы и отличалось обилием питьевой воды, которой было мало у Адашевского городища. Главное поселение переместилось под защиту крепости, а Адашевское городище утратило свое значение и сильно опустело. Для устройства крепости московским правительством было прислано 20 стрельцов. В Малмыжском крае стрельцами также был построен ряд сторожевых башен. Они возводились в основном в районе старых поселений татар, враждебно настроенных к русским, а также на границе со степными пространствами, откуда могли напасть кочевники. Можно сказать, что с основания крепости берет свое начало русский город Малмыж.

С момента основания крепости Малмыж получил статус пригорода, то есть безуездного города. С этого времени установилась прочная связь его с различными русскими областями и прежде всего с Казанью, колонизация края усилилась, и Малмыж прочно вошел в состав Русского государства. В городе было введено воеводское управление. Он считался безуездным городом Казанского уезда и находился в ведомстве «Казанского дворца», принадлежа к так называемым Понизовым, или приволжским, городам. Во главе города стоял воевода, зависевший от казанского воеводы. Царские указы насчет Малмыжа присылались сначала в Казань, откуда на место воевода посылал уже не саму грамоту, а так называемую указную память [9].

В 1581 г. в Малмыже была выстроена часовня, располагавшаяся на границе города и Пахотной слободы. В нее из Адашевской слободы стрельцы перенесли икону св. Ильи Пророка, в честь которой поселение стрельцов стало именоваться Ильинской слободой.

При основании крепости царь Иван IV прислал в знак благословения города образ Спаса Нерукотворного. Он был помещен в башне над крепостными воротами, вследствие чего ворота и башня стали называться Спасскими, а улица, на которой они находились, получила название Башнеспасской (ранее – Ильинская).

В 1584 г. Малмыж вошел в состав линии Заволжских крепостей, в которую, кроме него, вошли Цивильск, Царево-Санчурск, Яранск, Царево-Кокшайск и Уржум. В том же году из Нижнего Новгорода в Малмыж было прислано еще 20 стрельцов, в результате чего гарнизон крепости увеличился вдвое [10]. В начале 90-х гг. XVI в. в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, которую нижегородские стрельцы принесли с собой, в Малмыже была построена первая деревянная церковь. Она располагалась на том же месте, на котором в конце XVIII – начале XIX в. будет выстроен Богоявленский собор [11].

В целом Малмыж в конце XVI-XVII вв. делился на две части: крепость (кремль) и посад, ограниченный острогом. Кроме того, к городу примыкала Адашевская слободка.

Крепость была расположена на берегу р. Шошмы, между Засорой и Мокшей, и занимала пространство приблизительно до линии более поздней Башнеспасской улицы, а возможно, и дальше – до позднейшей Ильинской слободы. По свидетельству С. В. Шубина, в начале XX в. около границы города и Ильинской слободы в земле были обнаружены дубовые бревна, которые он считает остатками крепостной стены [12]. В «Книге Малмыжского города» дается следующее описание крепости: «Город рубленой, а в нем пять башен; четыре башни глухие, пятая Спасская башня – с вышкой и с воротами, и на тех Спасских воротах пищаль медная двенадцати пядей… В том же городе ворота водяные… Под тем же городом сделан тайник с воротами» [13]. Стены кремля были деревянными. Четыре башни располагались, скорее всего, по углам. Две из них находились на берегу Шошмы, около более позднего Богоявленского собора. В крепость вели двое ворот – Спасские и Водяные. Спасские ворота располагались в башне и состояли из проходных ворот и калитки. Над воротами находилась икона Спаса Нерукотворного, подаренная городу Иваном IV. Спасская башня защищала главный вход в город, поэтому на нем находилась пищаль. По преданию, Спасские ворота находились на линии более поздней Башнеспасской улицы, на берегу Засоры или Мокши, однако их точное местонахождение неизвестно. Водяные ворота были расположены в стене и вели, очевидно, к «воде» - Шошме или Мокше.

В кремле располагался Государев двор, пороховая казна (арсенал), съезжая изба и соборная церковь. На Государевом дворе жили воеводы и служилые люди по указу царя. По данным С. К. Кузнецова, он находился на Башнеспасской улице, на месте усадьбы С. М. Кучковой конца XIX–начала XX вв. От Государева двора начинался подземный ход, вход в который существовал еще в начале XX в. [14] В пороховой казне хранилось оружие, снаряды и порох. В съезжей избе находились на хранении Соборное Уложение 1649 г. и указные памяти казанских воевод. В первой половине XVII в. в кремле вместо Знаменской церкви была выстроена соборная церковь Пречистой Богородицы Казанской. Она располагалась на месте более позднего Богоявленского собора. «Книга Малмыжского города» дает основание предполагать, что Пречистенская церковь была сооружена на средства царя Михаила Федоровича [15]. Впервые она упоминается в писцовой книге Семена Волынского 1648 г

Точное положение посада XVII в. не установлено. На этот счет существует несколько точек зрения. По мнению С. К. Кузнецова, он находился на левом берегу Засоры. Основанием для этого предположения служат остатки башен, сохранившиеся к началу XX в. при устье Засоры, на берегу Шошмы около более поздней часовни, на углу Казанской и Полевой улиц и на Засоре, напротив Полевой улицы. Эти башни могли быть частью укреплений острога, который защищал посад. С. В. Шубин помещал посад на правом берегу Мокши. Эта точка зрения согласуется с преданием, по которому часть города «за мостами» была заселена ранее, чем левая сторона Засоры. К тому же Никольская улица на правом берегу Мокши могла получить свое название от одноименных ворот острога. И Никольские, и другие ворота острога – Казанские – получили название от икон, висевших над ними. Кроме двух проездных башен, острог имел и две глухих башни [16]. Окончательно вопрос о местонахождении посада должны решить археологические исследования.

Жители разных частей города принадлежали к различным категориям населения и относились друг к другу довольно враждебно. Крепость  населяли стрельцы, посад и Адашевскую слободу – бобыли. Кроме того,  в городе имелось и несколько представителей сословия служилых людей.

В 1591 г. царь Федор Иоаннович дал малмыжским стрельцам грамоту на владение землями к востоку от города. В состав этих земель входили Болтушина гора, Крутой лог, поля до д. Постникова и луга до Ирюцкой горы. В 1611 г. право на владение этими землями было еще раз подтверждено. Во время походов стрельцы получали денежное и хлебное жалованье из Казани, а в остальное время должны были обеспечивать себя работой на земле.  Однако сами стрельцы землю не обрабатывали. Этим занимались бобыли – безземельные крестьяне, переселявшиеся в город из окрестных, а иногда и довольно отдаленных, селений. Бобылями становились также и отдельные представители обрусевших марийцев. За обработку стрелецкой земли бобыли получали часть урожая и сена. Малмыж имел характер по преимуществу военного поселения, и стрельцы в нем занимали привилегированное положение, обладая служебным и имущественным превосходством над бобылями. Для охраны гражданского населения города был построен острог. Через некоторое время бобыли также получили царские грамоты на владение землей и составили сословие посадских людей [17].

Точно не выяснено, где жили стрельцы – внутри крепости в черте современного города или на месте Пахотной Ильинской слободы. По предположению М. Г. Худякова, в XVII в. стрельцы жили внутри кремля, а в Ильинскую слободу поселились при упразднении крепости и переименовании их в пахотных крестьян в XVIII в. Численность стрелецкого гарнизона в течение XVII в. колебалась от 21 до 40 человек. Кроме того, в 1637/38 г. упоминается «10 человек черкас». Точно неизвестно, кем они были и долго ли находились в Малмыже. Скорее всего, это были казаки. Возможно, они также владели землями, так как на правом берегу Старицы сохранилось название «Черкасские луга», которые сейчас входят в черту города. Стрелецкое войско было пешим, вооруженным пищалями и топорами. Есть данные, что в правление Михаила Федоровича стрельцы имели право чеканить монету общегосударственного образца. По информации С. К. Кузнецова, около с. Старая Онга Малмыжского уезда был найден клад серебряных копеек, чеканенных стрельцами в Малмыже [18].

В 1699 г. стрелецкое войско было упразднено, а стрельцы были переименованы в пахотных солдат, однако в Малмыже оставался гарнизон и крепостное управление. Между 1735 и 1781 гг. крепость в Малмыже окончательно упразднили, пахотных солдат переименовали в крестьян и переселили в Ильинскую слободу [19]. 

   Первоначально население посада состояло из бобылей. Приблизительно в начале XVII в. бобыли получили царские грамоты на владение землями – городским лесом к югу от Малмыжа, который еще в начале XX в. носил название Посадский лес, а также наделами деревень Горы, Ключи и Бакуры. После получения этих грамот бобыли перешли в сословие посадских людей и вышли из экономической зависимости от стрельцов. С упразднением Малмыжской крепости и переименованием стрельцов в крестьян посадские люди остались коренным населением города. В течение XVII в. численность посадского населения Малмыжа все больше возрастала, в то время как количество стрельцов не превышало 40 человек, что обусловило довольно значительный численный перевес посадских людей над стрельцами. В имущественном плане потомки посадских людей – купцы и мещане – также оказались в более выигрышном положении, чем крестьяне Ильинской слободы. Однако крестьяне, населяющие эту слободу, и к началу XX в. не забыли о своем более почетном происхождении [20].

Кроме стрельцов и посадских людей, в конце XVI-XVII в. в Малмыже жили и представители сословия служилых людей. Прежде всего это был воевода, а также подьячий, толмач (упоминается с 1668 г.), воротник, пушкарь и площадной подьячий [21].

Представление о численности упомянутых категорий населения Малмыжа может дать переписная книга 1646 г. В этом году в городе было 75 посадских дворов, в которых жили 215 мужчин, служилых людей – 9 дворов и 29 мужчин, стрелецкого населения – 33 двора и 98 мужчин соответственно. Всего в городе насчитывалось 117 дворов и 342 мужчины [22].

 В целом развитие Малмыжа в течение XVIXVII в. шло по пути расширения его границ и изменения сословной принадлежности его населения. А вообще в исторической топографии города имеется достаточно много белых пятен, устранить которые могут лишь полномасштабные археологические исследования.

 Кряжевских А.Л., ВятГГУ, г. Киров

Библиографический список

1. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 2-3.

2. Там же. – С. 3-5.

3. М. Г. Худяков. История покорения Малмыжского края // Полтыш –  князь черемисский. Малмыжский край. – Йошкар-Ола, 2003. – С. 51.

4. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 4-5.

5. С. К. Свечников. Комментарии к работе М. Г. Худякова «История покорения Малмыжского края» // Полтыш –  князь черемисский. Малмыжский край. – Йошкар-Ола, 2003. – С. 228.

6. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 13-14.

7.Там же. С. 17-18.

8. В. К. Семибратов. Малмыж // Энциклопедия Земли Вятской. Т. 1. Города. – Киров, 1994. – С. 236.

9. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 21-23.

10.Там же. С. 24-25.

11. М. Г. Худяков. Хронологические сведения о церквях города Малмыжа // Труды ВУАК. 1915. Вып. I-II. Отд. III. С. 30.

12. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 32.

13. Книга Малмыжского города // Труды ВУАК. 1915. Вып. II-II. Отд. III. – С. 45.

14. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 33.

15. Книга Малмыжского города // Труды ВУАК. 1915. Вып. II-II. Отд. III. – С. 45-46.

16. М. Худяков. Исторический очерк города Малмыжа // Труды ВУАК. 1916. Вып. I-II. Отд. III. С. 36-37.

17. Там же. – С. 26-27.

18. Там же. С. 35-36.

19. Там же. – С. 41.

20. Там же. – С. 37-38.

21. Там же. – С. 35.

22. Там же. – С. 39.

 

Опубликовано: Самобытная Вятка: история и культура. Сб. науч. трудов. Киров, 2008. – С. 85-91.

Категория: Мои статьи | Добавил: US (07.08.2013)
Просмотров: 3533 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 sfslab  
0
Качecтвeнный заливающий или pисующий свет для сцены, мoбильность и небольшoй вeс для выeздных съёмoк, универсaльный студийный кpепёж (рига, штатив), 4 цвeтных фильтра. Оcвeтительные приборы oбеспечивают качеcтвo, paдующeе заказчика: pастут прибыли и клиентcкая базa.
Тeлефон: 8 (499) 394-69-58
Сайт: sfs-lab.ru

Имя *:
Email *:
Код *: